В мире много дефицитов. Дефицит пресной воды, алюминия, золота, других драгметаллов, нефти... Есть и другие серьёзные дефициты: например, времени. Стоит удалиться от Москвы на сто километров, начинаешь чувствовать, как замедляется темпоритм, а внутри мегаполиса всегда не хватает времени – проснулся, засыпаешь, проснулся, засыпаешь. Вечно не хватает денег: и государствам, и отдельным семьям, это тоже известная проблема. Но больше всего, мне кажется, нам не хватает молитвы. Молитва – это вечный дефицит.
Нужен кто-то один, кто молится с утра до вечера, чтобы компенсировать сотни людей, которые не молятся вообще. Вообще молиться Богу – это антропологический признак человека. Животное Богу не молится, хотя и хотело бы. И дерево хотело бы молиться, но не может, оно шуршит ветвями и с надеждой смотрит на человека, чтобы молился он, чтобы молящийся человек собрал вокруг себя всю природу и молился Богу.
Сегодня я хочу поговорить с вами о молитве в том смысле, что только через неё можно достичь прощения и простить тех, кого вы не любите, кто вас обидел, кто вам дорогу перешёл, кто за вашей спиной пустил злую сплетню о вас. Это очень тяжело. Легче не есть весь день, чем простить человека. Легче положить сто поклонов. Будет болеть спина, ноги будут болеть, но это легче, чем простить, потому что здесь уже не вопрос мышц, а вопрос сердца. И это самое неподвластное, трудно поддающееся человеческим усилиям.
Евангелие от Марка обращается к тем, кто хочет простить, а не может. А ведь не умея простить, ты обесцениваешь все свои труды. Так говорит нам Слово Божие: если у тебя есть дар, и ты пошёл к алтарю, чтобы этот дар принести, но вдруг вспомнил, что брат твой имеет какую-то обиду на тебя, оставь дар при алтаре, пойди к брату, помирись с ним, потом приди и принеси дар. Иначе принесение дара абсолютно бесполезно.
Любые жертвы, милости, молитвы, посты, паломничества теряют всякую силу, если мы связаны какой-то нелюбовью, неудовольствием, ненавистью, злопамятством по отношению к своему ближнему. А это случается везде и всюду, и мы знаем по опыту, и я знаю, и вы знаете, как трудно прощать. И вот, Евангелие от Марка даёт нам практический совет. Вообще Евангелие – это очень практичная книга, она говорит нам не о каких-то платоновских абстракциях или аристотелевских категориях, но то, как делать простому человеку. И вот, в частности, Господь говорит нам:
Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
Великолепная, простая, кристальная мысль. Прощать нужно, когда стоите на молитве, так и написано: "Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого". То есть, во-первых, приближаясь к Богу в молитве, ты тут же начинаешь вспоминать свои грехи, из которых самые главные – это обида и злопамятство. Они вдруг всплывают перед тобой и мешают тебе молиться. Во-вторых, не молясь, ты лишаешься возможности умения прощать. То есть тот, кто не молится, не прощает. И только тот, кто молится, может прощать. Тоже не факт, что он прощает, но он может прощать, потому что для него эта проблема становится очевидной.
Пока не молишься, вроде как-то нормально, я не хуже всех, я нормальный человек, не пытал несчастных по темницам, не отбирал молоко от уст младенца, и вдруг начинаешь молиться и понимаешь, что виноват. И тут же понимаешь, кто виноват перед тобою, и стоишь перед необходимостью прощать. Вот этот ключ молитвенный к прощению я и предлагаю вам сегодня. Далеко бегать не нужно.
Есть жёны, которые десятилетиями помнят какую-нибудь обидную вещь, совершившуюся в их жизни со стороны мужа. Есть мужья, не прощающие жён своих за то-то, то-то и то-то. Или тёщу. Или свёкра. Есть люди, которые связаны ненавистью по соседству или по родству, или по работе. В конце концов мы сплетены этими тугими канатами взаимного неодобрения, взаимного злопамятства и злоречия. И это всё потому, что мы не молимся.
Но когда начнём молиться, то увидим эту проблему, которую до сих пор не видели, и молясь, получаем силу от Бога прощать. Наше сердце исцеляется.
Где-то у Диккенса есть такое: и моё гордое сердце исцелялось страданием. Да, сердца исцеляются молитвой и страданием. Кто не хочет молиться, тому придётся приготовиться страдать. Потому что Бог всё равно исцелит тебя, только либо через твои покаянные труды, либо через неизбежные скорби. А от скорбей избавляются покаянием. Не хочешь скорбеть? Кайся. Не хочешь каяться, приготовься к несчастьям. Это было Евангелие от Марка, 11-я глава, где Господь говорит нам, чтобы мы прощали, стоя на молитве. Иначе, пожалуй, прощать и не получится.